Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку для 8 классОВ»
Возраст обучающихся: 14-15 лет (8 класс)
Срок реализации: Сентябрь — Июнь (1 учебный год)
Объем программы: 68 академических часов
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность и актуальность программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучающихся 8-х классов, планирующих проходить государственную итоговую аттестацию (ГИА) в формате Основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку.
Актуальность программы обусловлена несколькими факторами:
- Системная подготовка: Программа предлагает заблаговременную и планомерную подготовку к ОГЭ, начиная с 8-го класса, что позволяет избежать интенсивной нагрузки в 9-м классе и способствует более глубокому усвоению материала.
- Соответствие требованиям ФИПИ и ФГОС: Содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) к структуре и содержанию контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ на 2025 год и Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования.
- Комплексный подход: Программа направлена не только на отработку тестовых заданий, но и на развитие ключевых компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Особое внимание уделяется развитию письменной речи (написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения), что является наиболее сложной частью экзамена для многих выпускников.
- Ликвидация пробелов: Программа позволяет выявить и устранить пробелы в знаниях, полученных в 5-7 классах, и систематизировать весь изученный материал по русскому языку.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: Формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ.
Задачи программы:
- Образовательные:
- Обеспечить глубокое повторение и систематизацию знаний по всем разделам курса русского языка (фонетика, лексика, морфемика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
- Сформировать практические умения работы с текстом: анализ, информационная переработка, написание сжатого изложения.
- Научить создавать собственное письменное высказывание (сочинение-рассуждение) в соответствии со структурой и критериями оценивания ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3).
- Отработать навыки выполнения всех типов заданий КИМ ОГЭ.
- Развивающие:
- Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.
- Совершенствовать навыки аналитического чтения.
- Развивать логическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
- Способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи.
- Воспитательные:
- Воспитывать ответственное и осознанное отношение к учебной деятельности и подготовке к экзаменам.
- Формировать интерес и уважение к русскому языку как к культурному наследию.
- Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
1.3. Нормативно-правовая база
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Кодификатор, спецификация и демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ по русскому языку в 2025 году (утвержденные ФИПИ).
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.
1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу освоения программы обучающийся сможет:
- Знать структуру КИМ ОГЭ по русскому языку, критерии оценивания всех частей экзамена.
- Понимать основную и дополнительную информацию прочитанного текста, его коммуникативное намерение.
- Уметь:
- Применять основные приемы информационной переработки текста и создавать сжатое изложение объемом не менее 70 слов.
- Выполнять орфографический, пунктуационный, лексический и грамматический анализ слова и предложения.
- Находить в тексте и анализировать средства выразительности речи.
- Создавать связное письменное высказывание (сочинение-рассуждение) объемом не менее 70 слов с опорой на предложенный текст и/или жизненный опыт, соблюдая нормы построения текста и речевые нормы.
- Уверенно решать тестовые задания всех типов из КИМ ОГЭ.
Способы проверки результатов:
- Входной контроль (сентябрь): Диагностическая работа в формате ОГЭ для определения начального уровня знаний.
- Текущий контроль: Выполнение практических заданий, написание мини-изложений и фрагментов сочинений на каждом занятии.
- Промежуточный контроль (декабрь, март): Проведение контрольных работ в формате сокращенного варианта ОГЭ для отслеживания динамики.
- Итоговый контроль (май): Итоговая аттестация в форме пробного экзамена ОГЭ, полностью соответствующего по структуре и времени реальному экзамену.
2. Учебно-тематический план
| № | Название раздела и темы | Всего часов | Теория | Практика |
|---|---|---|---|---|
| 1. | Модуль 1. Введение. Работа с текстом. | 10 | 3 | 7 |
| 1.1 | Входная диагностика. Структура и критерии КИМ ОГЭ-2025. | 2 | 1 | 1 |
| 1.2 | Информационная обработка текста. Сжатое изложение. | 6 | 1 | 5 |
| 1.3 | Анализ средств выразительности (Задание 3). | 2 | 1 | 1 |
| 2. | Модуль 2. Синтаксис и пунктуация. | 22 | 7 | 15 |
| 2.1 | Словосочетание. Грамматическая основа (Задания 2, 4). | 4 | 1 | 3 |
| 2.2 | Простое осложненное предложение. Знаки препинания (Задание 5). | 8 | 3 | 5 |
| 2.3 | Сложное предложение. Знаки препинания в ССП, СПП, БСП. | 8 | 3 | 5 |
| 2.4 | Комплексный синтаксический и пунктуационный анализ. | 2 | 0 | 2 |
| 3. | Модуль 3. Орфография. | 16 | 5 | 11 |
| 3.1 | Орфографический анализ слова (Задание 5). Правописание корней. | 4 | 1 | 3 |
| 3.2 | Правописание приставок. | 2 | 1 | 1 |
| 3.3 | Правописание суффиксов. Правописание Н и НН. | 6 | 2 | 4 |
| 3.4 | Правописание окончаний. Слитное, дефисное, раздельное написание. | 4 | 1 | 3 |
| 4. | Модуль 4. Лексика и грамматика. | 6 | 2 | 4 |
| 4.1 | Лексический анализ. Синонимы, фразеологизмы (Задание 8). | 2 | 1 | 1 |
| 4.2 | Грамматические нормы (Задание 7). | 4 | 1 | 3 |
| 5. | Модуль 5. Развитие речи. Сочинение-рассуждение (Задание 9). | 10 | 3 | 7 |
| 5.1 | Структура и композиция сочинения-рассуждения. | 2 | 1 | 1 |
| 5.2 | Сочинение-рассуждение 9.1, 9.2. | 4 | 1 | 3 |
| 5.3 | Сочинение-рассуждение 9.3. Аргументация. | 4 | 1 | 3 |
| 6. | Модуль 6. Итоговое повторение и контроль. | 4 | 0 | 4 |
| 6.1 | Комплексная работа с вариантами КИМ ОГЭ. | 2 | 0 | 2 |
| 6.2 | Итоговая диагностическая работа в формате ОГЭ. Анализ. | 2 | 0 | 2 |
| ИТОГО | 68 | 20 | 48 | |
3. Содержание программы
Модуль 1. Введение. Работа с текстом.
Теория: Знакомство со структурой экзаменационной работы, системой оценивания. Кодификатор элементов содержания. Понятие текста, темы, идеи, стиля. Приемы сжатия (компрессии) текста. Основные средства выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, фразеологизм.
Практика: Решение диагностической работы. Анализ типичных ошибок. Прослушивание аудиозаписей и написание сжатых изложений. Практикум по нахождению средств выразительности в тексте.
Модуль 2. Синтаксис и пунктуация.
Теория: Виды связи слов в словосочетании. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обобщающие слова. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Вводные слова и обращения. Сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП), бессоюзные сложные предложения (БСП).
Практика: Тренинг по определению видов связи в словосочетаниях. Выделение грамматических основ в предложениях разной структуры. Расстановка знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях. Выполнение заданий 2, 4, 5.
Модуль 3. Орфография.
Теория: Классификация орфограмм. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне. Правописание приставок (в т.ч. ПРЕ-/ПРИ-, на -З/-С). Правописание суффиксов разных частей речи. Правила написания -Н- и -НН-. Слитное, раздельное и дефисное написание. Правописание НЕ с разными частями речи.
Практика: Орфографический анализ слов. Выполнение диктантов, работа с карточками. Тренинг по выполнению задания 5.
Модуль 4. Лексика и грамматика.
Теория: Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы (построение предложений).
Практика: Подбор синонимов к словам и фразеологизмам. Редактирование предложений с грамматическими ошибками. Выполнение заданий 7, 8.
Модуль 5. Развитие речи. Сочинение-рассуждение (Задание 9).
Теория: Структура сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Особенности сочинений 9.1 (на лингвистическую тему), 9.2 (объяснение смысла фрагмента текста), 9.3 (толкование значения слова). Способы аргументации (из текста, из жизненного опыта).
Практика: Анализ готовых сочинений. Составление планов. Написание сочинений разных типов. Редактирование собственных работ.
Модуль 6. Итоговое повторение и контроль.
Практика: Решение полных вариантов КИМ ОГЭ в режиме реального времени. Комплексный анализ текстов. Итоговая диагностическая работа. Разбор и анализ результатов. Индивидуальные рекомендации.
4. Календарный учебный график
| № занятия | Месяц | Тема занятия | Часы |
|---|---|---|---|
| 1-2 | Сентябрь | Входная диагностика. Знакомство со структурой КИМ ОГЭ-2025. | 4 |
| 3-5 | Сентябрь-Октябрь | Информационная переработка текста. Практикум по написанию сжатого изложения. | 6 |
| 6 | Октябрь | Анализ средств выразительности (Задание 3). | 2 |
| 7-8 | Октябрь | Словосочетание. Грамматическая основа (Задания 2, 4). | 4 |
| 9-11 | Ноябрь | Простое осложненное предложение: однородные члены, обособленные определения и приложения. | 6 |
| 12 | Декабрь | Простое осложненное предложение: обособленные обстоятельства, вводные слова. | 2 |
| 13 | Декабрь | Промежуточный контроль №1. | 2 |
| 14-17 | Декабрь-Январь | Сложные предложения: ССП, СПП, БСП. Знаки препинания. | 8 |
| 18 | Январь | Орфографический анализ слова (Задание 5). Правописание корней. | 2 |
| 19-20 | Февраль | Правописание корней (продолжение). Правописание приставок. | 4 |
| 21-23 | Февраль-Март | Правописание суффиксов различных частей речи. -Н- и -НН- в словах. | 6 |
| 24 | Март | Промежуточный контроль №2. | 2 |
| 25-26 | Март | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 4 |
| 27 | Апрель | Лексический анализ. Синонимы, фразеологизмы (Задание 8). | 2 |
| 28-29 | Апрель | Грамматические нормы. Речевые ошибки (Задание 7). | 4 |
| 30 | Апрель | Структура сочинения-рассуждения. Практикум по написанию сочинения 9.2. | 2 |
| 31-32 | Май | Практикум по написанию сочинений 9.1 и 9.3. Аргументация. | 4 |
| 33 | Май | Комплексное повторение. Решение полного варианта КИМ. | 2 |
| 34 | Май/Июнь | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. Анализ результатов. | 2 |
5. Материально-техническое обеспечение
- Помещение: Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным количеством посадочных мест.
- Оборудование:
- Учебная доска (маркерная или меловая).
- Компьютер или ноутбук с выходом в Интернет.
- Мультимедийный проектор и экран.
- Аудиоколонки для прослушивания текстов изложений.
- Материалы:
- Раздаточные материалы: печатные тексты, карточки с заданиями, бланки для ответов ОГЭ.
- Сборники тестовых заданий и типовых вариантов ОГЭ.
- Орфографические, толковые, фразеологические словари.
- Канцелярские принадлежности.
6. Список учебно-методической литературы
Для педагога:
- ОГЭ-2025. Русский язык. Методические рекомендации / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2025.
- Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку: изложение и сочинение. – Ростов-н/Д: Легион.
- Официальный сайт Федерального института педагогических измерений (fipi.ru): открытый банк заданий ОГЭ, нормативные документы.
- Образовательный портал «Решу ОГЭ» (sdamgia.ru).
Для обучающихся:
- ОГЭ-2025. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36 вариантов) / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2025.
- ОГЭ-2025. Русский язык. Сборник заданий / Н.А. Сенина. – Ростов-н/Д: Легион, 2025.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Айрис-пресс.
- Раздаточные материалы, подготовленные преподавателем.
7. Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы
- Входная диагностическая работа. Составляется на основе демонстрационного варианта КИМ ОГЭ текущего года. Включает в себя все части: сжатое изложение, тестовые задания 2-8, сочинение-рассуждение 9.3.
- Промежуточные контрольные работы. Включают задания по пройденным модулям. Например, Промежуточный контроль №1 может состоять из сжатого изложения и заданий 2, 3, 4, 5 (пунктуация).
- Итоговая контрольная работа. Полностью имитирует структуру, содержание и время проведения реального экзамена ОГЭ по русскому языку. Проводится с использованием официальных бланков ответов.
- Банк заданий для текущего контроля. Подборка заданий из открытого банка ФИПИ и сборников для отработки каждой темы на практических занятиях.