г. Щелково. ул. Комсомольская 11

НОВОСТИ

Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку для 8 классОВ»

Возраст обучающихся: 14-15 лет (8 класс)

Срок реализации: Сентябрь — Июнь (1 учебный год)

Объем программы: 68 академических часов

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа


1. Пояснительная записка

1.1. Направленность и актуальность программы

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для обучающихся 8-х классов, планирующих проходить государственную итоговую аттестацию (ГИА) в формате Основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку.

Актуальность программы обусловлена несколькими факторами:

  • Системная подготовка: Программа предлагает заблаговременную и планомерную подготовку к ОГЭ, начиная с 8-го класса, что позволяет избежать интенсивной нагрузки в 9-м классе и способствует более глубокому усвоению материала.
  • Соответствие требованиям ФИПИ и ФГОС: Содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) к структуре и содержанию контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ на 2025 год и Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования.
  • Комплексный подход: Программа направлена не только на отработку тестовых заданий, но и на развитие ключевых компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Особое внимание уделяется развитию письменной речи (написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения), что является наиболее сложной частью экзамена для многих выпускников.
  • Ликвидация пробелов: Программа позволяет выявить и устранить пробелы в знаниях, полученных в 5-7 классах, и систематизировать весь изученный материал по русскому языку.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: Формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку в формате ОГЭ.

Задачи программы:

  • Образовательные:
    • Обеспечить глубокое повторение и систематизацию знаний по всем разделам курса русского языка (фонетика, лексика, морфемика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
    • Сформировать практические умения работы с текстом: анализ, информационная переработка, написание сжатого изложения.
    • Научить создавать собственное письменное высказывание (сочинение-рассуждение) в соответствии со структурой и критериями оценивания ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3).
    • Отработать навыки выполнения всех типов заданий КИМ ОГЭ.
  • Развивающие:
    • Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.
    • Совершенствовать навыки аналитического чтения.
    • Развивать логическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
    • Способствовать обогащению словарного запаса и грамматического строя речи.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать ответственное и осознанное отношение к учебной деятельности и подготовке к экзаменам.
    • Формировать интерес и уважение к русскому языку как к культурному наследию.
    • Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

1.3. Нормативно-правовая база

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Кодификатор, спецификация и демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения ОГЭ по русскому языку в 2025 году (утвержденные ФИПИ).
  4. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу освоения программы обучающийся сможет:

  • Знать структуру КИМ ОГЭ по русскому языку, критерии оценивания всех частей экзамена.
  • Понимать основную и дополнительную информацию прочитанного текста, его коммуникативное намерение.
  • Уметь:
    • Применять основные приемы информационной переработки текста и создавать сжатое изложение объемом не менее 70 слов.
    • Выполнять орфографический, пунктуационный, лексический и грамматический анализ слова и предложения.
    • Находить в тексте и анализировать средства выразительности речи.
    • Создавать связное письменное высказывание (сочинение-рассуждение) объемом не менее 70 слов с опорой на предложенный текст и/или жизненный опыт, соблюдая нормы построения текста и речевые нормы.
    • Уверенно решать тестовые задания всех типов из КИМ ОГЭ.

Способы проверки результатов:

  • Входной контроль (сентябрь): Диагностическая работа в формате ОГЭ для определения начального уровня знаний.
  • Текущий контроль: Выполнение практических заданий, написание мини-изложений и фрагментов сочинений на каждом занятии.
  • Промежуточный контроль (декабрь, март): Проведение контрольных работ в формате сокращенного варианта ОГЭ для отслеживания динамики.
  • Итоговый контроль (май): Итоговая аттестация в форме пробного экзамена ОГЭ, полностью соответствующего по структуре и времени реальному экзамену.

2. Учебно-тематический план

Название раздела и темы Всего часов Теория Практика
1.Модуль 1. Введение. Работа с текстом.1037
1.1Входная диагностика. Структура и критерии КИМ ОГЭ-2025.211
1.2Информационная обработка текста. Сжатое изложение.615
1.3Анализ средств выразительности (Задание 3).211
2.Модуль 2. Синтаксис и пунктуация.22715
2.1Словосочетание. Грамматическая основа (Задания 2, 4).413
2.2Простое осложненное предложение. Знаки препинания (Задание 5).835
2.3Сложное предложение. Знаки препинания в ССП, СПП, БСП.835
2.4Комплексный синтаксический и пунктуационный анализ.202
3.Модуль 3. Орфография.16511
3.1Орфографический анализ слова (Задание 5). Правописание корней.413
3.2Правописание приставок.211
3.3Правописание суффиксов. Правописание Н и НН.624
3.4Правописание окончаний. Слитное, дефисное, раздельное написание.413
4.Модуль 4. Лексика и грамматика.624
4.1Лексический анализ. Синонимы, фразеологизмы (Задание 8).211
4.2Грамматические нормы (Задание 7).413
5.Модуль 5. Развитие речи. Сочинение-рассуждение (Задание 9).1037
5.1Структура и композиция сочинения-рассуждения.211
5.2Сочинение-рассуждение 9.1, 9.2.413
5.3Сочинение-рассуждение 9.3. Аргументация.413
6.Модуль 6. Итоговое повторение и контроль.404
6.1Комплексная работа с вариантами КИМ ОГЭ.202
6.2Итоговая диагностическая работа в формате ОГЭ. Анализ.202
ИТОГО682048

3. Содержание программы

Модуль 1. Введение. Работа с текстом.

Теория: Знакомство со структурой экзаменационной работы, системой оценивания. Кодификатор элементов содержания. Понятие текста, темы, идеи, стиля. Приемы сжатия (компрессии) текста. Основные средства выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, фразеологизм.

Практика: Решение диагностической работы. Анализ типичных ошибок. Прослушивание аудиозаписей и написание сжатых изложений. Практикум по нахождению средств выразительности в тексте.

Модуль 2. Синтаксис и пунктуация.

Теория: Виды связи слов в словосочетании. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемых (ПГС, СГС, СИС). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обобщающие слова. Обособленные определения, приложения, обстоятельства. Вводные слова и обращения. Сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП), бессоюзные сложные предложения (БСП).

Практика: Тренинг по определению видов связи в словосочетаниях. Выделение грамматических основ в предложениях разной структуры. Расстановка знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях. Выполнение заданий 2, 4, 5.

Модуль 3. Орфография.

Теория: Классификация орфограмм. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне. Правописание приставок (в т.ч. ПРЕ-/ПРИ-, на -З/-С). Правописание суффиксов разных частей речи. Правила написания -Н- и -НН-. Слитное, раздельное и дефисное написание. Правописание НЕ с разными частями речи.

Практика: Орфографический анализ слов. Выполнение диктантов, работа с карточками. Тренинг по выполнению задания 5.

Модуль 4. Лексика и грамматика.

Теория: Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы (построение предложений).

Практика: Подбор синонимов к словам и фразеологизмам. Редактирование предложений с грамматическими ошибками. Выполнение заданий 7, 8.

Модуль 5. Развитие речи. Сочинение-рассуждение (Задание 9).

Теория: Структура сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Особенности сочинений 9.1 (на лингвистическую тему), 9.2 (объяснение смысла фрагмента текста), 9.3 (толкование значения слова). Способы аргументации (из текста, из жизненного опыта).

Практика: Анализ готовых сочинений. Составление планов. Написание сочинений разных типов. Редактирование собственных работ.

Модуль 6. Итоговое повторение и контроль.

Практика: Решение полных вариантов КИМ ОГЭ в режиме реального времени. Комплексный анализ текстов. Итоговая диагностическая работа. Разбор и анализ результатов. Индивидуальные рекомендации.


4. Календарный учебный график

№ занятия Месяц Тема занятия Часы
1-2СентябрьВходная диагностика. Знакомство со структурой КИМ ОГЭ-2025.4
3-5Сентябрь-ОктябрьИнформационная переработка текста. Практикум по написанию сжатого изложения.6
6ОктябрьАнализ средств выразительности (Задание 3).2
7-8ОктябрьСловосочетание. Грамматическая основа (Задания 2, 4).4
9-11НоябрьПростое осложненное предложение: однородные члены, обособленные определения и приложения.6
12ДекабрьПростое осложненное предложение: обособленные обстоятельства, вводные слова.2
13ДекабрьПромежуточный контроль №1.2
14-17Декабрь-ЯнварьСложные предложения: ССП, СПП, БСП. Знаки препинания.8
18ЯнварьОрфографический анализ слова (Задание 5). Правописание корней.2
19-20ФевральПравописание корней (продолжение). Правописание приставок.4
21-23Февраль-МартПравописание суффиксов различных частей речи. -Н- и -НН- в словах.6
24МартПромежуточный контроль №2.2
25-26МартСлитное, дефисное, раздельное написание слов.4
27АпрельЛексический анализ. Синонимы, фразеологизмы (Задание 8).2
28-29АпрельГрамматические нормы. Речевые ошибки (Задание 7).4
30АпрельСтруктура сочинения-рассуждения. Практикум по написанию сочинения 9.2.2
31-32МайПрактикум по написанию сочинений 9.1 и 9.3. Аргументация.4
33МайКомплексное повторение. Решение полного варианта КИМ.2
34Май/ИюньИтоговая контрольная работа в формате ОГЭ. Анализ результатов.2

5. Материально-техническое обеспечение

  • Помещение: Учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам, с достаточным количеством посадочных мест.
  • Оборудование:
    • Учебная доска (маркерная или меловая).
    • Компьютер или ноутбук с выходом в Интернет.
    • Мультимедийный проектор и экран.
    • Аудиоколонки для прослушивания текстов изложений.
  • Материалы:
    • Раздаточные материалы: печатные тексты, карточки с заданиями, бланки для ответов ОГЭ.
    • Сборники тестовых заданий и типовых вариантов ОГЭ.
    • Орфографические, толковые, фразеологические словари.
    • Канцелярские принадлежности.

6. Список учебно-методической литературы

Для педагога:

  1. ОГЭ-2025. Русский язык. Методические рекомендации / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2025.
  2. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку: изложение и сочинение. – Ростов-н/Д: Легион.
  3. Официальный сайт Федерального института педагогических измерений (fipi.ru): открытый банк заданий ОГЭ, нормативные документы.
  4. Образовательный портал «Решу ОГЭ» (sdamgia.ru).

Для обучающихся:

  1. ОГЭ-2025. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36 вариантов) / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2025.
  2. ОГЭ-2025. Русский язык. Сборник заданий / Н.А. Сенина. – Ростов-н/Д: Легион, 2025.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Айрис-пресс.
  4. Раздаточные материалы, подготовленные преподавателем.

7. Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы

  1. Входная диагностическая работа. Составляется на основе демонстрационного варианта КИМ ОГЭ текущего года. Включает в себя все части: сжатое изложение, тестовые задания 2-8, сочинение-рассуждение 9.3.
  2. Промежуточные контрольные работы. Включают задания по пройденным модулям. Например, Промежуточный контроль №1 может состоять из сжатого изложения и заданий 2, 3, 4, 5 (пунктуация).
  3. Итоговая контрольная работа. Полностью имитирует структуру, содержание и время проведения реального экзамена ОГЭ по русскому языку. Проводится с использованием официальных бланков ответов.
  4. Банк заданий для текущего контроля. Подборка заданий из открытого банка ФИПИ и сборников для отработки каждой темы на практических занятиях.

НАВЕРХ